Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Весь малый бизнес сидит на УСН. Поэтому есть вероятность, что среди посетителей моего сайта найдется любознательный директор (бухгалтеры и без меня в курсе), желающий узнать поподробнее про это слово из трех букв. Итак, коллега, приступим. Упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 НК РФ, - это специальный налоговый режим, применяемый организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно наряду с иными режимами налогообложения. Суть этого налогового режима состоит в том, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) вместо ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают один налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты:
- налога на прибыль организаций. Исключение составляет налог, уплачиваемый с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ. Речь идет о налоге с дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств;
- налога на имущество организаций;
- налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с гл. 21 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 "Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации" НК РФ.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты следующих налогов (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
- налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с гл. 21 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Иные, не перечисленные выше налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Кроме того, п. 5 ст. 346.11 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. Также для них сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Объект налогообложения
В качестве объекта налогообложения по единому налогу организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, могут выбрать либо "доходы", либо "доходы, уменьшенные на величину расходов" (ст. 346.14 НК РФ).
Если объектом налогообложения являются "доходы", единый налог уплачивается по ставке 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). В случае если объектом налогообложения являются "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговая ставка устанавливается в размере 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ для плательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Выбранный объект налогообложения указывается налогоплательщиком в уведомлении о переходе на УСН.
Обращаем внимание, что ст. 346.16 гл. 26.2 НК РФ устанавливает ограниченный перечень расходов, которые могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы при применении объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Поэтому, прежде чем делать выбор, организациям следует оценить целесообразность применения того или иного объекта налогообложения исходя из характерного для них состава расходов.
Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Изменить объект можно с начала налогового периода при условии уведомления об этом налогового органа. Согласно новой редакции п. 2 ст. 346.14 НК РФ, действующей с 1 октября 2012 г., соответствующее уведомление нужно представить в налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается смена объекта налогообложения (ранее уведомление представлялось не позднее 20 декабря). В течение налогового периода менять объект налогообложения нельзя.
Налоговая база
Порядок определения налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, установлен ст. 346.18 НК РФ. В соответствии с указанной статьей, в случае если объектом налогообложения являются "доходы", налоговой базой признается денежное выражение доходов налогоплательщика. Если объектом налогообложения являются "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов (п. 3 ст. 346.18 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 346.18 НК РФ установлено, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. Законом N 94-ФЗ в эту норму внесено уточнение, согласно которому рыночные цены определяются с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.
Кто вправе применять УСН
На упрощенную систему налогообложения могут перейти все организации (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели, которые отвечают критериям, зафиксированным в ст. 346.12 НК РФ.
Статья 346.12 НК РФ устанавливает перечень хозяйствующих субъектов, которые не могут перейти на упрощенную систему налогообложения по роду своей деятельности, и определяет иные ограничения на применение упрощенной системы налогообложения.
Предельный доход. Для организаций возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, кроме всего прочего, связана с величиной дохода, полученного по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН.
С 1 октября 2012 г. п. 2 ст. 346.12 НК РФ применяется в новой редакции. Теперь в нем закреплено, что для перехода на УСН доходы организации по итогам девяти месяцев года, предшествующего такому переходу, не должны превышать 45 000 000 руб. При этом установлено, что эта величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.
Таким образом, предельная величина дохода теперь однозначно будет определяться умножением величины 45 млн. руб. на установленный на следующий год коэффициент-дефлятор.
Обращаем внимание, что п. 4 ст. 8 Закона N 94-ФЗ коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, устанавливается на 2014 г. в целях гл. 26.2 НК РФ в размере, равном 1,063.
Обратите внимание! Для перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей не установлено ограничений по размеру доходов и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (Письмо Минфина России от 11.12.2008 N 03-11-05/296).
Иные ограничения на применение УСН. В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1. Организации, имеющие филиалы и(или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
2. Банки (пп. 2 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
3. Страховщики (пп. 3 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
4. Негосударственные пенсионные фонды (пп. 4 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
5. Инвестиционные фонды (пп. 5 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг (пп. 6 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
7. Ломбарды (пп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
8. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
9. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом (пп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). С 1 января 2013 г. норма пп. 9 п. 3 ст. 346.12 будет изложена в новой редакции. Из нее исключены индивидуальные предприниматели. Это изменение связано с уточнением понятия "игорный бизнес", используемого для целей налогообложения. Согласно ст. 364 НК РФ в редакции Федерального закона от 16.11.2011 N 319-ФЗ, действующей с 1 января 2012 г., игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг. Это определение соответствует требованиям к организаторам азартных игр, установленным ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Согласно п. 1 ст. 6 этого Закона организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
10. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований (пп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
11. Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции (пп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
12. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
13. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Данное ограничение не распространяется:
- на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
- на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.
14. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При определении средней численности работников следует руководствоваться Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (введен в действие с отчета за январь 2012 г.).
15. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В такой редакции норма пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ действует до 1 января 2013 г. Начиная с указанной даты остаточная стоимость нематериальных активов для целей перехода и применения УСН не будет приниматься во внимание.
17. Иностранные организации (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
18. Организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ.
Переход на УСН
Начиная с 1 октября 2012 года, чтобы перейти на УСН, потенциальный упрощенец должен подать в налоговый орган не заявление, а уведомление. Причем сделать это нужно не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого осуществляется переход на УСН. Таким образом, у тех, кто подумывает о переходе на УСН с 1 января 2013 г., на принятие решения и сообщение о нем в налоговый орган есть время с 1 октября до 31 декабря 2012 г.
В отличие от заявления о переходе на УСН, которое необходимо было подавать строго в срок с 1 октября до 30 ноября, подача уведомления каким-либо ранним сроком не ограничена. То есть в последующие годы уведомление можно будет подавать в любое время до конца календарного года, предшествующего году начала применения УСН.
Какая информация должна содержаться в уведомлении? Это выбранный объект налогообложения, остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого осуществляется переход на УСН. Требования об указании в уведомлении информации о средней численности работников новая редакция Кодекса не содержит.
Изменились и правила перехода на УСН для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). В настоящее время такие субъекты могут применять "упрощенку" с даты постановки на учет в налоговом органе только в том случае, если подадут в налоговый орган заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с указанной даты. Начиная с 1 января 2013 г. для применения УСН с момента постановки на учет в налоговую нужно представить уведомление о переходе на УСН, и отводится на это 30 календарных дней.
Обращаем внимание, что представление в налоговый орган других (кроме заявления или с 1 октября 2012 г. - уведомления) документов в виде выписок из баланса или в иной форме гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено, равно как не предусмотрено на этом этапе и проведение налоговым органом каких-либо специальных проверок соблюдения налогоплательщиками условий для перехода на упрощенную систему налогообложения или затребование у налогоплательщиков иной информации по этому вопросу. То есть никаких специальных подтверждений соблюдения условий перехода не требуется, а вся ответственность за соблюдение требований гл. 26.2 НК РФ лежит на самом налогоплательщике.
Положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению (с 1 октября 2012 г. - уведомлению).
В Письме ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713@ отмечается, что переход на УСН является правом налогоплательщиков и не требует согласия налогового органа в случае соблюдения всех условий для перехода на указанную систему налогообложения. Уведомления о возможности или невозможности применения данными налогоплательщиками этого режима налогообложения налоговыми органами не направляются (ранее аналогичное было доведено до сведения налоговых органов Письмом ФНС России от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@).
Однако, как отмечается в Письме ФНС России от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, в соответствии с п. 39 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, налоговому органу следует в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
Комментарии
- Нет комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Оставить комментарий в качестве гостя